Еще лет 40 назад фантасты рисовали нам жизнь в третьем тысячелетии, полную невероятных открытий и самых невообразимых вещей. Этот мир казался сказочным и нереальным. Но если осмотреться вокруг, мы с вами уже вовсю живем в этом сказочном мире. Самые нереальные вещи и чудеса, расписаны фантастами прошлого, как-то незаметно вошли в нашу обыденную жизнь и стали привычными. Мобильные телефоны, плазменные телевизоры, цветные контактные линзы и даже электронные зверьки для и ещё много другого.
Это что! Появились фантастические материалы. Воплотились в жизнь прогнозы фантастов – вот он, Универсальный Материал. Ну и хотя каждый из них писал о своем Универсальном Материале, Я думаю, уже реально можно сказать, о чем шла речь. Имя ему – акриловый искусственный камень.
Концерн «Дюпон» (DuPont) изобрел кориан* в 60-х (* Corian ® – зарегистрированная торговая марка фирмы (DuPont)) и не один год потратил на то, чтобы наладить массовый выпуск этого материала, похожего на натуральный камень. Кориан – материал, совмещающий красоту и функциональность, внешне его сложно отличить от натурального камня. Но при этом он может быть весьма самых неожиданных расцветок. Мало того, он гибкий и пластичный и одновременно прочный и достаточно твердый. И выглядит необыкновенно. (Вообще, когда я первый раз увидел изделия из этого материала, я определил именно словом «потрясающе».)
Поразительнее всего, что кориан используют везде и повсюду. Если перечислять то, что сегодня из него делают и можно сделать, то получится нереально внушительный список. Осмотрев квартируя понимаю что буквально все в ней можно сделать из этого чудо-материала. Стены, пол, потолок, двери, стулья, шкафы и шкафчики, столы и столешницы, всевозможную фурнитуру, выключатели… Корпуса телевизора, компьютера, светильники, подсвечники, вазочки. И даже бижутерию и часы…
Мало того, кухню и ванную комнату вообще можно сделать полностью из искусственного камня. У меня нет лестниц, колонн, камина, но я видел своими глазами – из искусственного камня они получаются просто потрясающими. Был бы у меня плазменный телевизор, можно было бы для него «оклад» из искусственного камня сделать. Черный в алмазную искорку.
Из чего его «варят»?
Искусственный камень – это композит, состоящий из минерального наполнителя, цветовых пигментов и связующего компонента – акриловой смолы.
В качестве минерального наполнителя используют тригидрат алюминия – белый порошок, один из компонентов белой глины. Той самой, из которой делают высококачественный фарфор.
Красящие пигменты – так называемые минералы пищевого качества. Например, диоксид титана, который, между прочим, служит осветлителем в составе зубной пасты.
А прозрачную акриловую смолу можно попробовать на зуб в прямом смысле слова – из нее делают пломбы (никогда бы не подумал, что в нас есть что-то, что роднит нас с искусственным камнем).
Вот как выглядит рецепт приготовления искусственного камня: сначала смешивают цветной пигмент, две трети белого порошка и добавляют треть акриловой смолы. Потом получившуюся вязкую смесь выливают на ленту транспортера, дают ей охладиться и режут на листы размером примерно с дверь. Казалось бы, все так просто! Но это только на первый взгляд, просто это выглядит только в теории. А на практике изготовление искусственного камня – процесс сложный, высокотехнологичный и трудоемкий.
Удивительно, но этот материал совершенно безвреден. В инструкции сказано: «Он разрешен для использования в контакте с едой». Американцы, озабоченные своим здоровьем, тут же взяли на вооружение этот безопасный для здоровья материал и отделывают искусственным камнем бары, кафе и рестораны. Кстати, во всех «Макдональдсах» мира столешницы сделаны только из искусственного камня Corian ®. В том числе и у нас в стране. А для домашней кухни искусственный камень – вообще идеальный материал. На такой столешнице можете смело оставлять еду, лепить пирожки и раскатывать тесто. Именно потому, что искусственный камень – материал очень гигиеничный. Акриловая смола делает его абсолютно гладким и непористым. Поэтому на его поверхности микробы просто не выживут. А если добавить в искусственный камень антибактерицидные компоненты, то из него получается отличное оборудование для операционных (так, собственно, и поступают во всем цивилизованном мире).
искусственный камень – материал непористый, стало быть, очень прочный. Все удары судьбы и тяжелых предметов он выдерживает очень стойко – не бьется. Если даже и появится небольшой скол, его можно отреставрировать, приклеив кусочек камня акриловым клеем. А если, поверхность поцарапается, тоже не расстраивайтесь: нужно зачистить ее наждачной бумагой и отполировать.
искусственный камень – вещество пластичное. Иными словами, если нагреть до определенной температуры, можно придать ему самую сложную и невероятную форму: скрутить, согнуть, раскатать. Но как только изделие затвердеет – все! Отныне и навеки будет держать ту форму, в которой захотели его увековечить.
Как я уже сказал, сначала материал режут на листы на заводе изготовителе. А потом мы лист превращают во что угодно: в столешницу, раковину, колонну. Во что хотите. Если листов несколько, места их склейки невозможно увидеть глазом. Так что изделие будет выглядеть монолитом.
Искусственный камень для нас – материал совершенно новый, поэтому мне все-таки хотелось сравнить его с чем-то, что мы давно и хорошо знаем. Так сказать, для наглядности. Например, с мрамором. А что? Области применения у них очень похожи, да и выглядят они как братья. Но тут я спешу сделать официальное заявление: искусственный камень, имея «внешность» мрамора, полностью лишен его недостатков.
Как бы хорошо ни был отполирован мрамор, он на поверхности все равно останутся микро-трещинки. Со временем туда попадет вода и забьется грязь. В этих же трещинках поселятся колонии микробов, и быстрая влажная уборка здесь уже не поможет, только полная дезинфекция. Также для мрамора опасны такие безобидные на вид продукты, как кофе и лимон. От них на каменных плитах остаются неистребимые пятна. От всех этих неприятностей страдает, конечно, внешний вид мраморной поверхности.
Мало того, мраморное изделие не останется равнодушным к меткому удару, например, чугунной сковородкой. Хрусть, и от прекрасной мраморной столешницы осталась кучка щебня. А недавно в метро я увидел на мраморной колонне выцарапанную романтическую надпись «Оля + Иван». Все эти мраморные страдания искусственному камню не знакомы. Разбить его практически невозможно, а как поступить с царапинами – мы уже говорили.
Еще один аргумент в пользу искусственного камня – его легкость. К примеру, ванную из искусственного камня можно установить в доме с любыми, даже самыми хлипкими перекрытиями. И жить спокойно, не боясь обрушиться вместе с ванной к соседям. И уж тем более не понадобится бригада бравых, крепких ребят, чтобы водрузить всю эту красоту на место.
И последнее, но, как мне кажется, самое важное – из мрамора далеко не все можно сделать. Например, мраморную колонну или ванну придется вытачивать из целого куска. Так вот, во-первых, вряд ли найдется такая глыба мрамора. А во-вторых, как уже говорилось, перекрытия вряд ли выдержат эдакую махину, да и счет в у.е. получится неслабый.
С искусственным камнем все не так – и легкий, и пластичный, и цена вполне приемлемая.
Концерн «Дюпон» имеет всего два завода по производству кориана: в США и в Японии. Там производятся кориановые листы, которые потом рассылаются по всему миру. Сначала дистрибьюторам, а те, в свою очередь, – фабрикаторам. Фабрикаторы – это аттестованные «Дюпоном» фирмы, которые из листов делают всевозможные удивительные вещи. Интересно, что, заказывая изделие у фабрикатора, вы получаете десятилетнюю гарантию от самого концерна «Дюпон», а не от фирмы-фабрикатора.
Листы бывают 6, 13 и 19 миллиметров толщиной. 6-миллиметровые листы идут только для облицовки стен, а 13 и 19 мм – для всего остального. Если в двух словах, изделие делается приблизительно так. Нужна, например, раковина. Сначала делают специальную форму, туда помещают пластичный лист кориана, обрезанный до нужного размера и разогретый в печи до температуры 200 градусов. Под давлением он превращается в изогнутый полуфабрикат. А затем раковину вклеивают в столешницу (практически без шва!), отполировали – и готово.
Если бы у меня спросили, что бы я сделал из искусственного камня, я, не задумываясь, ответил бы: «Ванную». Полосатую, из черного и жемчужно-серого камня. Белоснежная ванна была бы оправлена в черные и жемчужные полосы искусственного камня, такая же полосатая раковина, и большое зеркало, «зашнурованное» тоненькими жемчужно-черными полосками. Я представил эту душераздирающую картину: в ванной неземной красоты лопаются пузырьки душистой пены, играет тихая музыка, неслышно открывается дверь с искусственного камня ручкой… Но, пожалуй, к искусственному камню это уже не имеет отношения.
Хотя как сказать… Говорят, один из клиентов заказал из искусственного камня всю ванную комнату, причем в отличие от «моей» в ней не было ни одного прямого угла. Ванна плавно перетекала в пол, а из пола молодым побегом вырастал стул. Конечно, кому как, но на мой вкус – зрелище не для слабонервных. Не у всех хватит мужества спокойно лицезреть, как санузел сам себе «отрастил» ванну и стульчик. Я думаю, моя ванная ему тоже бы понравилась, может быть, мы даже стали ходить друг к другу в гости. В ванную.
Или был клиент на Урале, который из искусственного камня заказал отделку входа в банк. Оно и понятно, на Урале натуральным камнем никого не удивишь. Чтобы выделиться, приходится искать нетрадиционные решения. Из искусственного камня было все: лестница, колонны, двери. Банкоматы миновала такая участь, а зря. В Америке с искусственного камня банкоматы очень популярны, благо искусственный камень пуленепробиваем. Правда, мне трудно представить, во сколько обошлась вся затея, но финансовое благополучие учреждения налицо.
Из искусственного камня, как я уже говорил, можно сделать корпус для компьютера. Такой компьютер на столе у руководителя – отличный способ намекнуть посетителям о состоянии своего банковского счета, не используя общепринятые национальные символы (бриллианты и золотые цепи).
Но чаще всего, конечно, из этого материала делают столешницы. Очень красиво плюс практично и гигиенично. Хозяйки любят еще заказывать из искусственного камня раковины. Еще бы! Советская женщина, пережившая ужасы развития отечественной индустрии санфаянса и не забыв зрелище облезлых металлических эмалированных умывальников, при виде с искусственного камня раковин испытывает священный трепет. Слова тут неуместны.
искусственный камень настолько стремительно входит в нашу жизнь, что перечислить все сферы его применения почти невозможно. Вполне возможно, что еще до выхода этого номера появится какой-нибудь эксклюзивчик. Я бы сказала, что от искусственного камня исходят какие-то флюиды богатства. Смотришь на него и понимаешь, что материал солидный, правильный, дорогой. Или, по крайней мере, выглядит очень дорогим.
Кстати, о ценах. Сравнивать будем опять же с мрамором. Возьмем для примера стол. Большой, солидный, с толстой столешницей и ножками в виде колонн.
Представим себе две плиты – одну мраморную, другую с искусственного камня. В момент получения плиты с искусственного камня фабрикаторами ее цена будет дороже мраморной процентов на тридцать. Но как только мы начинаем делать стол, ситуация меняется коренным образом. Что с ней (плитой) потом происходит? Ее вырезали по форме столешницы, «подогнули» по бокам (чтобы столешница казалась толще). При этом идеально подогнали друг к другу куски разного цвета (и столешница, и ножки у нас двухцветные). Толстые колонны-ножки совсем не обязательно делать монолитными, вполне достаточно обернуть деревянную ножку-основу листом искусственного камня. Стол готов, бери и уноси. Все это, конечно, не так быстро и просто, как я только что нарисовал, но схема работы примерно такая.
А что же происходит с мрамором? Берут плиту и начинают выпиливать столешницу. В какой-то момент (елки-палки!) вдруг откалывается кусок от угла. Делать нечего: берем другую плиту! Обработали. Не стали делать двухцветную столешницу – шансы, что получится идеально совместить два мраморных куска такой сложной формы, практически нулевые. Ножки-колонны обтачиваем отдельно, и не из плиты, а из цельного куска (мрамор, понятное дело, рулончиком не завернуть). Мучительно долго все полируем, чтобы было идеально ровное и блестело. (При этом заказчик капризничает: «Ой, что это за бурое пятно посередине?» А мастер: «Так, мил человек, камень такой пришел. Он в земле с пятном так и вырос, сейчас уже никак не убрать».) Сделали, склеили, получили. Стоп. А кто это хозяйство понесет? Сами? Полтонны на себе?
Да это ладно, удивительно другое – как только мы начинаем обработку, со стоимостью конечного изделия происходят метаморфозы: искусственный камень дешевеет, мраморное дорожает. Двухметровая мраморная колонна размером (90 х 60 х 90). Так вот, такая колонна из мрамора будет стоить 10–12 тысяч долларов, а из искусственного камня в три раза дешевле – 3–4 тысячи. И для того, чтобы поставить ее дома, совсем не нужно усиливать перекрытия и заказывать подъемный кран.
Очень сложно вывести какую-то среднюю цену на искусственный камень. Цена на каждое изделие будет зависеть от множества факторов. Допустим, от того, какой вы выбрали цвет, один или несколько. На цену повлияет, насколько сложной формы будет ваша будущая покупка, сколько времени потребуется на производство. С другой стороны, денег совершенно не жалко на вещь, которую покупаешь раз – и на всю жизнь. А если еще все сделано согласно твоим пожеланиям – тем более. Например, полосатая жемчужно-черная ванная и когда ты, вся в пене, садишься на теплый, гладкий бортик ванны… Но – это уже совсем другая история.
Основателя империи «Дюпон» звали Элетер Ирене Дюпон, и происходил он из дворянского рода дю Понов. В золотой книге знатных родов королевской Франции он фигурировал в течение многих десятилетий. Его отец Пьер Самюэль Дюпон был заметной фигурой при дворе Людовика XVI благодаря своим экономическим и философским работам.
Источники гласят, что его сын Ирене, как тогда было модно среди дворян, увлекался точными науками. Прогрессивный отец отдал подросшего отрока в ученики к выдающемуся ученому Антуану Лорану Лавуазье, одному из основателей современной химии. Грянула французская революция, а Лавуазье, надо сказать, кроме обязанностей суперинтенданта правительственного порохового завода, был дворянином и крупным землевладельцем. Поэтому якобинцы безжалостно отрубили ему голову. Не желая мириться с установившимся режимом, спустя время Ирене Дюпон уехал в Америку.
Приехав в Новый Свет, Ирене начал лихорадочно искать область приложения своих сил. И внезапно обнаружил, что порох, продукт не сложный в производстве, в Америке стоит очень дорого, но качеством при этом не отличается. На него был невероятный спрос: войны, непокорные индейцы, междуусобная борьба Севера и Юга… И Ирене решил создать пороховую фабрику и производить порох по самым современным рецептам. Он влез в долги, занял 30000 долларов (деньги по тем временам очень большие) и построил маленькую фабрику в штате Делавэр. Очень быстро марка «Дюпон» стала известной сначала в штате Делавэр, а потом и на всем Восточном побережье.
Так, француз Дюпон де Немур сумел вписаться в американскую действительность. И буквально через пару-тройку десятилетий стал пороховым королем Америки. Процветающая семья превратилась в могущественный клан с многочисленными родственниками. Клан Дюпонов стал таким же богатым и известным, как Рокфеллеры и Морганы. После смерти Ирене бизнес перешел к сыновьям и внукам. Они уже были настоящими американцами и не знали ни Лавуазье, ни Парижа.
Курс современной химии, или Второе рождение империи
Время шло. В конце XIX века, когда империя Дюпонов казалась незыблемой, Нобель изобрел динамит, создали бездымный порох, и со временем фабрики «Дюпон» перестали приносить прибыль. Порох превратился в заурядный товар.
Но тут произошла странная вещь. Потомки месье Дюпона вспомнили о том, что их предки сделали свое состояние благодаря науке, и создали огромный по тем временам научно-исследовательский центр. На гигантской территории раскинулся комплекс с сотнями корпусов, который назвали «Экспериментальная станция». И дело пошло.
Сегодня это крупнейший в мире центр частных исследований с десятками институтов, сотнями лабораторий и испытательных полигонов. Там работают тысячи лучших ученых со всего мира. Именно с этого момента начинается новая жизнь концерна «Дюпон», второе рождение этой промышленной империи. Родился тот «Дюпон», который мы знаем сегодня.
Спустя время вложенные деньги начали приносить результаты: в 20-е годы был изобретен целлофан, упаковочная пленка. В 30-е «Дюпон» изобрел первый в мире синтетический каучук. Потом, в 1938 году, – нейлон, первое в мире синтетическое волокно. И мир перевернулся: появилась синтетическая ткань. В том же году был изобретен тефлон (полимер, устойчивый к воздействию кислот, щелочей и высоких температур). Из тефлона сегодня делаются все самые ответственные узлы механизмов, искусственные клапаны сердца, суставы, одежда космонавтов, им покрыты не только антипригарные сковородки, но и космические корабли! С тех пор «Дюпон» десятикратно модернизировал эти материалы и создал множество новых. Этим концерном изобретена практически половина пластмасс и полимеров, почти все известные синтетические волокна: нейлон, тефлон, лайкра, антрон, тактель, кевлар, номекс…
Сегодня без материалов «Дюпона» немыслима современная промышленность. Да что там промышленность! Эти материалы окончательно и бесповоротно вошли в нашу повседневную жизнь, словно существовали всегда.